Проблемы очистки испарителя

При эксплуатации автомобиля с кондиционером владельца ждёт много «сюрпризов».
Когда кондиционер сломался и «гонит тёплый воздух» — все уже знают куда ехать и где искать помощи.
Но есть одна проблема, решение которой совсем не так однозначно, как можно себе представить, читая рекламу в журналах, «конфах» и на сайтах автосервисов.
Речь пойдёт о специфическом неприятном запахе, который появляется в автомобиле через некоторое время после начала его эксплуатации. Объяснять в данной статье устройство и принцип работы кондиционера не входит в задачи автора.
Есть смысл только напомнить, что при работе системы температура хладагента внутри испарителя поддерживается в пределах 0 – +5°С. Воздух, проходя через испаритель, охлаждается до температуры 8–12°С. В процессе охлаждения происходит конденсация водяных паров, так как воздух охлаждается ниже точки росы. Сконденсированная влага оседает на ребрах испарителя и стекает в специальный поддон.
Оттуда, по дренажному каналу, вода сливается под днище автомобиля. При нормальной работе кондиционера выделяется около литра конденсата в час.

Теперь совершим «виртуальную экскурсию» внутрь работающей климатической системы автомобиля. Уличный воздух, войдя в систему через заборники перед ветровым стеклом по системе воздуховодов, захватывается вентилятором и нагнетается в климатический блок, где в зависимости от заданных в данный момент установок либо нагревается, либо охлаждается до требуемой температуры. Вместе с воздухом в систему засасывается много посторонних примесей.

испаритель, забитый пылью

Испаритель, забитый слоем пыли

Это особенно актуально для больших городов — тут и вездесущая пыль, и частицы из выхлопных газов, и цветочная пыльца, и листва, и насекомые, и много еще что.
Всё это, двигаясь по воздуховодам, оседает на их стенках, налипает на влажную поверхность испарителя, проникает в салон. В салоне мы периодически проводим чистки и уборки, а вот в воздушных каналах и на испарителе грязь мы достать не можем. Здесь со временем нарастает толстый слой спрессованной грязи, упрочнённый влипшими в него листиками, мухами и прочей трухой.
Этим коварно пользуются бактерии и грибковые культуры, прекрасно размножаясь в укромных и сырых местах. Результатом их роста и жизнедеятельности является неприятный запах, который мы ощущаем.
Так что же делать автовладельцу, пассажиры которого с подозрением принюхиваются, садясь в салон?
Ответ кажется очевидным. Надо очистить испаритель и воздуховоды.

Как очистить испаритель кондиционера?

Задача состоит из нескольких этапов.
Надо добраться до мест скопления грязи, растворить её, и потом удалить из системы.

Тут и возникают проблемы!

Как добраться? Система воздуховодов — это довольно длинный туннель с множеством поворотов переменных сечений, заслонок, завихрителей и прочих выступающих элементов. На одном из участков он ещё и перегорожен рабочим колесом турбины вентилятора.
Чем растворить? Органические примеси очень плохо растворяются водой. Вспомните лобовое стекло со следами от комаров после ночной поездки. Растворители тоже не годятся. Большая часть элементов системы сделана из различных пластиков. Мыльные растворы требуют большого количества воды для своего смывания.
Как удалить? Единственный выход наружу — это дренажное отверстие под испарителем. Диаметр его 15-20мм. Обычно он частично забит грязью, а небольшой листик легко может вообще перекрыть его.

Вы легко найдете большое количество препаратов, способных, по утверждению их производителей, «быстро, легко и дешево очистить воздуховоды и уничтожить микробов».
Типовая инструкция к такому препарату рекомендует распылить его определённым образом в воздуховод. Далее активное вещество должно растворить грязевые отложения.

Ситуацию усугубила течь испарителя — к воде добавилось вытекающее из системы масло

Куда денется огромное количество якобы растворённой густой грязи, авторы инструкции умалчивают.
Даже если средство достигнет испарителя и растворит грязь, то деваться ей особо некуда. Есть только небольшое дренажное отверстие, через которое все это добро пролезть вряд ли сможет.

Так что же делать? Мириться с запахом? Нет. Способы борьбы есть. К сожалению, приходится признать, что сложная проблема требует сложных методов решения. Наиболее радикальный способ, позволяющий полностью очистить испаритель от грязи — это его демонтаж с последующей мойкой под струей воды с использованием традиционных моющих средств. Иногда оребрение испарителя загрязнено настолько сильно, что разумнее поменять его на новый (тем более что в общей стоимости работ это будет не очень заметно).

Да, это довольно дорогой путь, но в случае сильного загрязнения испарителя других эффективных решений нет.

Давайте подведём итог. Запах, более или менее сильный, раньше или позже появится практически в любом автомобиле. Довольно эффективным средством его предотвращения являются салонные воздушные фильтры. Ими штатно комплектуются многие современные автомобили. Установить фильтр в автомобиль, в котором он изначально не предусмотрен, технически довольно сложно. Если есть предрасположенность к аллергии, или просто очень хочется чистого воздуха в салоне, то правильнее выбрать себе автомобиль, в котором конструкцией уже предусмотрен фильтр.

Есть смысл использовать дезинфицирующие препараты на новых автомобилях с целью профилактики образования бактерий и в тех случаях, когда испаритель еще не успел зарасти грязью.

Нелишне напомнить и ещё об одном источнике неприятных запахов — это мокрые шумоизолирующие ковры и прокладки на полу в салоне. Зимой с мокрой обуви, на мойке с мокрых ковриков, на них течёт вода, которая под резиновыми ковриками копится, порождая плесень. В жаркие летние дни, открыв двери, сушите салон автомобиля, по возможности вынимая на солнце все ковры.

Нет похожих статей!

Добавить комментарий

E-mail не публикуется. Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения!